О нас

В 2019 году по поручению губернатора Антона Алиханова для развития мелиорации в регионе было создано государственное бюджетное учреждение Калининградской области «Калининградмелиорация». Деятельность учреждения направлена на обеспечение защиты земель региона от затопления и подтопления, создания условий для эффективного ведения сельхозпроизводства путем восстановления и повышения плодородия почв за счет проведения мелиоративных мероприятий, эксплуатацию гидротехнических сооружений мелиоративных систем, осуществление мер по предотвращению негативного действия вод и ликвидации его последствий.

Общая протяженность расчищенных мелиоративных каналов в Калининградской области

0
км
2019 год
0
км
2020 год
0
км
2021 год
0
км
2022 год
0
км
2023 год

Наши задачи — выполнение следующих видов работ на областных объектах:

  • осуществление функций заказчика-застройщика по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту, эксплуатации и текущему содержанию мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений на территории Калининградской области;
  • осуществление мероприятий по реализации государственных программ в сфере мелиорации земель;
  • ремонт, обслуживание и эксплуатация мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений;
  • осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов;
  • проведение гидромелиоративных мероприятий;
  • разработка проектно-сметной документации на ремонт объектов мелиоративного и водохозяйственного комплекса;
  • проведение мониторинга за техническим состоянием мелиоративных систем и водных объектов;
  • проведение работ по предупреждению и ликвидации аварий на мелиоративных системах, отдельно расположенных гидротехнических сооружениях и водных объектах;
  • проведение инвентаризации мелиоративных систем областной собственности.

О мелиорации в Калининградской области

Мелиорация земель осуществляется в целях повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и повышения плодородия земель, а также создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель и формирования рациональной структуры земельных угодий, формирования рациональной структуры земельных угодий, осушения территорий городов и населенных пунктов, лесных угодий, военных и промышленных объектов, создания и обеспечения оптимального водного и гидрохимического режима для функционирования дорожной сети, инженерной инфраструктуры, объектов рыбохозяйственного назначения, а также защиты территорий области от затопления, подтопления грунтовыми, паводковыми и нагонными водами.

В зависимости от характера мелиоративных мероприятий различают следующие типы мелиорации земель:

  • гидромелиорация
  • агролесомелиорация
  • культуртехническая мелиорация
  • химическая мелиорация

Гидромелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий, обеспечивающих коренное улучшение заболоченных, излишне увлажненных, засушливых, эродированных, смытых и других земель, состояние которых зависит от воздействия воды. Она направлена на регулирование водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорируемых землях посредством осуществления мер по подъему, подаче, распределению и отводу вод с помощью мелиоративных систем, а также отдельно расположенных гидротехнических сооружений.

К этому типу мелиорации земель относятся оросительная, осушительная, противопаводковая, противоселевая, противоэрозионная, противооползневая и другие виды гидромелиорации земель.

Агролесомелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий в целях обеспечения коренного улучшения земель сельскохозяйственного назначения или земель, предназначенных для осуществления производства сельскохозяйственной продукции, посредством использования полезных функций мелиоративных защитных лесных насаждений. Направлена на регулирование водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорируемых землях посредством осуществления мероприятий по проектированию, созданию и содержанию мелиоративных защитных лесных насаждений.

К этому типу мелиорации земель относятся следующие виды мелиорации земель:

  • создание мелиоративных защитных лесных насаждений на оврагах, балках, песках, берегах рек и других территориях в целях защиты земель от эрозии (противоэрозионная агролесомелиорация);
  • создание мелиоративных защитных лесных насаждений по границам земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков, в том числе предназначенных для осуществления производства сельскохозяйственной продукции, в целях защиты указанных земель и земельных участков от воздействия неблагоприятных явлений природного, антропогенного и техногенного происхождения (полезащитная агролесомелиорация);
  • создание мелиоративных защитных лесных насаждений по границам пастбищ в целях предотвращения деградации почв на пастбищах (пастбищезащитная агролесомелиорация).

Культуртехническая мелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий по коренному улучшению земель.

Этот тип мелиорации земель подразделяется на следующие виды мелиорации земель:

  • расчистка мелиорируемых земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха;
  • расчистка мелиорируемых земель от камней и иных предметов;
  • мелиоративная обработка солонцов;
  • рыхление, пескование, глинование, землевание, плантаж и первичная обработка почвы.

Химическая мелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий по улучшению химических и физических свойств почв. Химическая мелиорация земель включает в себя известкование почв, фосфоритование почв и гипсование почв.

Таким образом, землепользователи осознают важность и необходимость мелиоративных работ на территории Калининградской области и приоритетное развитие мелиорации, поскольку мелиоративные работы является основой благополучного развития сельского хозяйства региона, экономики и безопасной жизнедеятельности.

Значимость и необходимость мелиоративных работ также подтверждается и тем, что в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства на финансирование мелиоративных работ в 2019-2025 годах предусмотрены федеральные средства в объеме около 4,4 миллиарда рублей.

Мелиоративная система Калининградской области включает в себя 700 километров дамб, 96 насосных станций федеральной собственности, более 6 тысяч километров федеральных каналов и около 6 тысяч километров (5 998,3) областных каналов, 123 километра эксплуатационных дорог и линий электропередач, более 5 тысяч гидротехнических сооружений. На сегодняшний день 80% мелиоративных систем региона требуют текущего или капитального вложения, при этом, почвы Калининградской области склонны к переувлажнению, вследствие наличия паводковых вод и подтопления земель.

Основная часть сельскохозяйственных угодий Калининградской области -мелиорирована. Площадь таких земель составляет около 600 тыс. га. 23 % от общего числа осушаемых территорий Российской Федерации. При этом на территории области также располагается 70 % польдерных земель страны (98 тыс. га), часть которых расположены ниже уровня моря. Для таких территорий мелиоративные работы необходимы.

Польдерные земли Калининградской области имеют наиболее высокое потенциальное плодородие, что важно для эффективного сельскохозяйственного производства. Наибольший участок польдерной земли расположен на территории Неманской низменности в Славском районе.

Мелиоративные работы обладают высокой степенью важности поскольку они тесно связаны с сельскохозяйственным производством, эффективность которого в конечном итоге сказывается на экономике региона, а также жизнью людей и населенных пунктов, поскольку мелиоративные работы направлены на предотвращение чрезвычайных ситуаций, связанных со стихийными бедствиями или природными явлениями.

Сельскохозяйственные земли региона обладают высоким потенциалом, по итогам 2019 года регион занял первое место в России по урожайности рапса (29,9 центнера с гектара), сои (31,1 центнера с гектара), тритикале (51,9 центнера с гектара), овса (36,4 центнера с гектара), второе место – по урожайности пшеницы (49,5 центнера с гектара).

Главной проблематикой мелиорации в рамках Калининградской области является откачка избыточной воды с сельскохозяйственных угодий и населённых пунктов. Неэффективная мелиоративная система и несвоевременно выполненные мелиоративные работы способны привести к чрезвычайным последствиям, таким как подтопление и затопление территорий, населенных пунктов области и, как следствие, причинению ущерба людям, инфраструктуре, выбытию земель сельскохозяйственного производства.

Так, в 2017 году после сильных осадков в области дважды вводился режим ЧС регионального характера, поскольку система не справлялась с отводом воды. Строились временные дамбы и переправы. Реки региона выходили из берегов. Были подтоплены населенные пункты в Багратионовском, Гвардейском, Гурьевском, Гусевском, Зеленоградском, Краснознаменском, Неманском, Озёрском, Полесском, Правдинском, Славском, Черняховском городских округах, а также в Нестеровском районе.

Под угрозой возникновения чрезвычайной ситуации находятся пять районов: Славский, часть Полесского района, отдельные участки Гурьевского и Зеленоградского районов, часть территорий города Советска.

Мелиоративная работа — серьезная и ответственная работа, которую способна организовать и выполнить не каждая организация, в частности в нее входит: чистка водоприемников, каналов, русел рек, ремонт насосных станций с заменой силовых агрегатов, улучшение пропускной способности гидротехнических объектов. Для ее выполнения необходим внушительный штат специалистов, обладающих опытов проведения подобных работ, наличие достаточного количества спецтехники (экскаваторы, бульдозеры, земснаряды).

Мелиоративные работы способны снизить уровень грунтовых вод, уменьшить нагрузку на водозащитные дамбы, обезопасить населенные пункты, дома, земли, леса от затопления, вернуть в оборот сельскохозяйственные земли, сократить расходы федерального бюджета на устранение негативных последствий, которые по своему ущербу значительно превышают расходы на проведение мелиоративных работ.